Темы и требование к оформлению курсовых и дипломных работ

пример оформления титульного листа дипломной работы 

заявление на написание курсовой/дипломной работы.скачать


Уважаемые студенты! Нижеперечисленные темы - основа для размышления! Возможны варианты своих тем и дальнейшее их обсуждение с заведующими кафедрами:

к.п.н. Пуртовой Еленой Анатольевной- зав.кафедрой психологического консультирования;

д.п.н. Обозновым А.А.- зав.кафедрой психологии менеджмента;

к.п.н. Блинниковой И.В. - зав. кафедрой общей психологии.

 

ТЕМЫ КУРСОВЫХ  И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 

 

               КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ


Пуртова Елена Анатольевна, доцент, к.п.н.

Алексеева Марина Анатольевна

Блок тем «Исследования психотерапии»

Группа 1. Исследование сновидений

1. Отражение этапов психотерапии в сновидениях

2. Отражение образа Я в сновидениях

3. Отражение объектных отношений в сновидениях

4. Отражение возрастных кризисов в сновидениях

5. Сновидения людей разных социальных групп

6. Отражение механизмов смысловой саморегуляции в сновидениях

7. Исследования нарративов сновидений у людей разных возрастных групп

Группа 2. Исследование символов и символического мышления

1. Исследование символического мышления у разных возрастных групп

2. Развитие символического мышления в онтогенезе

3. Развитие символического мышления в психотерапии

4. Терапевтическая функция символа

Группа 3. Исследование образов песочной терапии, арттерапии

e-mail:  pourtova@yandex.ru

 

 

Александрова Наталья Львовна, к.п.н.

 

Направления дипломных работ:

  1. Детско-родительские отношения.
  2. Отношения в диаде «мать- дочь».
  3. Роль отца в становлении личности дочери (сына).
  4. роль матери в становлении личности дочери (сына).
  5. Исследование ранних отношений привязанности.

е-mail:  nataliya-alexandrova@yandex.ru

 

 

Райкова Елена Юрьевна, к.п.н.

 

Направления дипломных работ:
1. Агрессивное поведение.
2. Психологические механизмы виктимности.
3. Переносные/контрпереносные взаимоотношения.
4. Исследование профессионального выгорания в психотерапии (помогающих профессиях).
5. Исследование психологических особенностей лиц с зависимостями/созависимостями.
6.Кризис середины жизни и супружеские взаимоотношения.

e-mail: raykova@bk.ru


Быховец Юлия Васильевна, к.п.н.,

сотрудник лаборатории посттравматического стресса ИП РАН

1.Роль семейного контекста при посттравматическом стрессе

2. Изучение психологических последствий террористической угрозы

3. Психологические последствия угрожающих для жизни ситуаций

8(916)7114578



 

 

Серегина Вера Владимировна, к.п.н.

 

Направления дипломных работ:

  1. Особенности детского развития (дошкольный и младший школьный возраст)
  2. Детско-родительские отношения (особенности, нарушения, стили воспитания, взаимодействия)
  3. Эмоциональное и личностное развитие детей - тревога, страхи, самооценка, общение и др. (дошкольники, младшие школьники, подростки)
  4. Взаимодействие детей с интернетом, в интернете, взаимодействие родителей и детей по поводу Интернета.

e-mail: vseregina07@yandex.ru

 

 

 

Ребеко Татьяна Анатольевна, к.п.н.

 

Направления дипломных работ:

  1. Психологические исслндования кожи
  2. Женская деструктивность

e-mail: rebekoTA@yandex.ru

 

 

Власова Юлия Валерьевна, к.п.н.

 

Направления дипломных работ:

  1. Игровая зависимость (защитные механизмы в консультировании зависимых, символическое отражение)
  2. Сновидения созависимых, отражающие патологический симбиоз
  3. Образ наркозависимого (наркотика, ВИЧ) в обыденном сознании
  4. Консультирование лиц с криминальным поведением.

e-mail: julavla@mail.ru

 

 

 Климова Светлана Владимировна

e-mail: svlklimova@gmail.com  

 

Поскребышева Наталья Николаевна

Тел. 89167383980

e-mail pskr@inbox.ru

 

 

1.Становление автономии в подростковом возрасте
2.Развитие самостоятельности и автономии на разных возрастных этапах
3.Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте
4.Особенности различных контекстов общения подростков - детско-родительские отношения и отношения со сверстниками в подростковом возрасте

 

к.п.н. Бочавер Александра Алексеевна

8(495)609-17-72

e-mail: a-bochaver@yandex.ru


 1. Оценка эффективности психологического консультирования и психотерапии подростков (краткосрочная терапия, гештальт-терапия, работа с подростками в трудной жизненной ситуации и др.) – описание кейсов, изучение обратной связи от клиентов, адаптация методик по оценке эффективности.
2. Подростки и интернет (коммуникации, представления о будущем, личная жизненная стратегия, метафоры себя в интернете и др.)
3. Семья в изменяющейся социальной среде
4. Подростки и образовательная среда (образы отношений «ученик-учитель», проблема травли в школе, безопасность образовательной среды, адаптация и апробация методик и др.)
5. Правонарушения подростков (факторы риска, проблемы профилактики, сопровождение подростков в судебном процессе и др.)
6. Ситуации социально-психологической дезадаптации подростков.

 

 

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Греченко Татьяна Николаевна,д.п.н.

 

1.      Курсовые (реферативные) работы для студентов 1 курса:

 

  1. Механизмы восприятия времени.
  2. Биологические часы и их исследования ( на нейрофизиологическом, биохимическом, нейрогенетическом уровнях).
  3. Процедурная и декларативная память: прихофизиологические исследования.
  4. Нейробиологические исследования сознания.
  5. Нейрохимия памяти.
  6. Эволюция сна.
  7. Механизмы стресса.
  8. Нейрогенетические исследования памяти.
  9. Механизмы регуляции функциональных состояний.

 

               (написание всех реферативных работ предполагает чтение в большом количестве статей и книг на английском языке).

                     

                        2. Экспериментальные работы :

                                Нейрофизиологические

1.  Нейронные механизмы регуляции функциональных состояний: действие сверхмалых доз биологически активных веществ.

2. Механизмы модуляции памяти (на нейронах Helix lucorum).

3. Механизмы биологических часов (исследование пейсмекерных нейронов).

4. Нейрофизиологические эффекты структурированной воды (к механизмам действия сверхмалых концентраций БАВ).

                              Психофизические

  1. Индивидуальные пространства звука, цвета и эмоций.
  2. Психофизические исследования биологически активных веществ в сверхмалых дозах (на человеке).

 

Темы курсовых и дипломных работ

 

Савченко Татьяна Николаевна, к.п.н.

 

1.       Исследование динамики поведения  и изменения состояния в процессе взаимодействия

2.       Адаптациция и стандартизация тестов

3.       Исследование субъективного качества жизни

4.       Психологические основы восприятия рекламы

5.       Разработка математических моделей поведения в конфликтной ситуации

6.      Моделирование изменение состояния в процессе краткосрочной терапии

7.       Удовлетворенность жизнью в структуре субъективного качества жизни и особенности восприятия событий жизненного пути.

8.       Особенности идентичности личности в структуре субъективного качества жизни.

9.       Осмысленность жизни как фактор субъективного качества жизни.

10.   Особенности переживания негативных эмоций в структуре СКЖ.

 

Котельникова Анастасия Владимировна

 

  1. Вынужденная миграция
  2. Смыслы и смысложизненные ориентиры в концепции экзистенциально-гуманистического подхода
  3. Посттравматический стресс
  4. Базисные убеждения личности
  5. Трудные жизненные ситуации: ресурсы совладания

 

 

Блииникова Ирина Владимировна, к.п.н.

 

I. Психосемантика и психосемантические методы

1. Психосемантический анализ рекламных воздействий

2. Психосемантический аналих различных феноменов куль туры

3. Психосемантические методы исследования феноменов общественного сознания

4. Психосемантические методы исследования индивидуального созания

 

II. Ментальные представления о социальных и психических феноменах

1. Ментальные представления об эмоциях.

2. Ментальные представления о сложных социальных и политических явлениях

3. Ментальные представления человека о душевной жизни

 

III.  Ментальные представления о времени и пространстве

1. Ментальные представления о пространстве у детей разного возраста

2. Ментальные представления о времени у детей разного возраста

3. Влияние эмоционального отношения на восприятие и представления пространства

4. Влияние эмоционального отношения на восприятие и оценку временных интервалов.

 

IV. Изменение когнитивных процессов при стрессовых состояниях

1. Ошибки в когнитивной деятельности, и факторы, влияющие на их возникновение.

2. Работа человека в условиях прерываний

3. Изменения в когнитивной сфере при негативных хронических состояниях (ПТСР. депрессивные состояния, хроническая усталость, хронический стресс)

 

V. исследование процессов аккультурации и "культурного шока"

1. Исследование процессов адаптации эмигрантов к иноязычной культуре2. Иностранцы в России.

3. Русские за  границей.

 

 

Русалов Владимир Михайлович, д.п.н.

 

  1. Формально-динамическая модель личностных черт (по Русалову)
  2. Психогенетика темперамента (близнецовые и семейные исследования)
  3. Свойства нервной системы (по данным ЭЭГ) и темперамент.
  4. Межполушарная асимметрия у различных типов темперамента.
  5. Телосложение и темперамент.
  6. Типы вегетативной регуляции и темперамент.
  7. Половые различия в структуре темперамента.
  8. Пять «больших» факторов личности и темперамент.
  9. Самооценка (самоотношение) и темперамент.
  10. Локус контроля и темперамент.
  11. Когнитивная мотивация и темперамент.
  12. Темперамент как фактор выбора профессии. темперамент у лиц различных профессий (диспетчер, предприниматель, руководитель, и т.д.)
  13. Аттрибутивные стили и темперамент.
  14. Акцентуации и темперамент.
  15. Стрессо-устойчивость и темперамент.

 

 

Рязанова Татьяна Борисовна,к.п.н.

 

  1. Экологические модели развития человека.
  2. Ранний опыт и эмоциональное развитие.
  3. Гендерные различия: закономерности развития.
  4. Языковое развитие ребенка: основные теоретические подходы.
  5. Социальные детерминанты языкового развития ребенка.
  6. Развитие агрессивности, антисоциального и просоциального поведения: основные теоретические подходы.
  7. Привязанность: природа и развитие.
  8. Привязанность: индивидуальные различия.
  9. Семья как система. Психология родительства и социализации.
  10. Социальный опыт и его последствия: проблема обратимости-необратимости в развитии.
  11. Идентичность личности: влияние социальных репрезентаций и социальных идентификаций.
  12. Теоретические проблемы социальной репрезентации и социальной категоризации.
  13. Этническая идентичность в подростковом и взрослом возрасте.
  14. Развитие идентичности при метисации и бикультуральности.
  15. Этнокультурные различия подростковой депрессии.

 

Мотовилин Олег Геннадьевич, к.п.н.

 

  1. Психологическая саморегуляция в условиях: а) хронических соматических заболеваний, б) психических расстройств и аномалий, 3) зависимостей разного рода (алкогольной, наркотической, игровой и т.д.), г) в сложных жизненных обстоятельствах.
  2.  Структура и содержание психологической саморегуляции. Ее уровни, стороны, феномены (ценностно-смысловая, операционально-техническая, бессознательная саморегуляция, психические защиты, копинг-стратегии и т.д.) и их взаимоотношение между собой.
  3.  Внутренняя картина болезни (отношение к болезни) при различных хронических соматических заболеваниях и ее влияние на психическое развитие (состояние человека) и на динамику заболевания.
  4.  Взаимосвязь внутренней картины болезни связь с психологической саморегуляцией. 
  5. Детско-родительские отношения в семьях детей, болеющих хроническими соматическими заболеваниями.
  6.  Связь детско-родительских отношений, складывающихся в семьях детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, с психологической саморегуляцией и внутренней картиной болезни.

 

Н. рук. – к. психол. н., доц. Султанова Альфия  Сергеевна

(общая направленность – нейропсихология, сенсомоторная коррекция в детском возрасте)

1.       Особенности нарушения высших психических функций при повреждении различных структур головного мозга.

2.       Нейропсихологическая реабилитация больных с локальными поражениями мозга.

3.       Нейропсихологический анализ особенностей высших психических функций в старческом возрасте.

4.       Нейропсихологический анализ половых различий.

5.       Эмоционально-личностные особенности людей с парциальным левшеством.

6.       Когнитивные особенности людей с различными типами межполушарных асимметрий.

7.       Нейропсихологический анализ особенностей психического развития детей с различными формами дизонтогенеза.

8.       Особенности онтогенеза детей с функциональной недостаточностью различных структур головного мозга.

9.       Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития.

10.  Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости.

 

  

Научный руководитель - доктор психологических наук,

профессор Е.И.Исаев, профессор Е.Н. Богданов

 

1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

Эмоциональная сфера личности. Возрастные особенности развития эмоций. Развитие эмоций в дошкольном детстве. Роль игры в развитии эмоций у детей. Эмпирические исследования эмоций дошкольников.

 Литература.

1.      Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. М.,2004;

2.      Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. М.,2004;

3.      Слободчиков В.И.. Исаев Е.И. Психология развития человека. М.,2000

 

2. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка

Понятие самооценки. Различные подходы к пониманию самооценки в отечественной и зарубежной психологии. Структура самооценки. Формирование самооценки. Семейное воспитание. Типы семейных отношений. Экспериментальное исследование детско-родительских отношений, самооценки.

Литература:

Захарова А.В. Генезис самооценки. - Тула, 1998

Чеснокова И.И. Особенности развития самооценки в онтогенезе. - М., 1988

Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под ред. Д.Б.Эльконина,  А.Б. Венгера. - М., 1988.

 

 3. Гендерные особенности психологической готовности детей к школе

Проблема готовности детей к школе. Различные теоретические подходы к    определению психологической готовности. Психологическая характеристика детей 6-7 летнего возраста. Половые особенности в развитии детей.

Литература:

Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психологическая готовность к школе. - М., 1987

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.

Готовность к школе: развивающие программы./ Под ред. И.В.Дубровиной. - М.,1995.

 

4. Психологическая готовность к школе и ее диагностика.

Понятие психологической готовности к обучению в школе. Структура психологической готовности к школе. Основные подходы к диагностике школьной зрелости. Методы диагностики психологической готовности к школе.

Литература.

1.      Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.,2004;

2.      Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. М.,1999;

3.      Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.,1987

 

5. Психологическая готовность к обучению в школе. 

Готовность к школе как предмет психологических исследований. Основные подходы к изучению психологической готовности к школе. Программа и результаты эмпирического изучения готовности к школе у детей 6-7-летнего возраста.

Литература.

1.      Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.,2004;

2.      Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. М.,1999;

3.      Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.,1987;

4.      Слободчиков В.И.. Исаев Е.И. Психология развития человека. М.,2000

 

 

6. Особенности межличностных отношений младших школьников

Психология межличностных отношений. Возрастные и профессиональные особенности межличностных отношений. Методы изучения межличностных отношений в учебном коллективе. Эмпирическое изучение специфики межличностных отношений студентов-медиков.      

Литература.

1.      Аронсон Э. Социальная психология. М., 2002.

2.      Бэрон  Р.С. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. СПБ., 2003.

3.      Росс Л., Нисбет Р.Е. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. М., 2000. 

7. Особенности межличностных отношений подростков

Психология межличностных отношений. Возрастные и профессиональные особенности межличностных отношений. Методы изучения межличностных отношений в учебном коллективе. Эмпирическое изучение специфики межличностных отношений студентов-медиков.      

Литература.

1.      Аронсон Э. Социальная психология. М., 2002.

2.      Бэрон  Р.С. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. СПБ., 2003.

3.      Росс Л., Нисбет Р.Е. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. М., 2000. 

4. Особенности межличностных отношений старшеклассников

Психология межличностных отношений. Возрастные и профессиональные особенности межличностных отношений. Методы изучения межличностных отношений в учебном коллективе. Эмпирическое изучение специфики межличностных отношений студентов-медиков.      

Литература.

1.      Аронсон Э. Социальная психология. М., 2002.

2.      Бэрон  Р.С. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. СПБ., 2003.

3.      Росс Л., Нисбет Р.Е. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. М., 2000. 

               

8. Особенности психических состояний школьников.

Психические состояния в структуре личности. Связь психических состояний с различными видами деятельности. Учебная и внеучебная деятельность как основа возникновения психических состояний. Методы и результаты изучения психических состояний школьников в художественной деятельности.

Литература.

1.      Изард К. Эмоции человека. СПБ., 2002.

2.      Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб., 2002.

3.      Психические состояния. Хрестоматия. Составитель – Л.В.Куликов. СПб., 2000.

4.      Слободчиков В.И.. Исаев Е.И. Психология развития человека. М., 2000

 

9. Влияние телевидения на агрессивность и устойчивость к стрессам у подростков.

Агрессивность как проявление поведения и его психологические причины. Агрессивность как приобретенное поведение. Природа эмоциональной устойчивости. Возможности телевидения в формировании агрессивного и срессоустойчивого поведения. Программа эмпирического изучения проблемы.

Литература.

1.      Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб.,2003;

2.      Ричардсон, Бэрон Р.С. Агрессия. СПб.,1999; 

3.      Слободчиков В.И.. Исаев Е.И. Психология развития человека. М.,2000

 

                                                                      

10. Психологические особенности выбора профессии в подростковом и юношеском возрасте.

Выбор профессии как психологическая задача личности. Особенности выбора профессии подростками. Особенности выбора профессии в юношеском возрасте. Эмпирическое изучение особенностей выбора профессии в подростковом и юношеском возрасте.

Литература.

1.      Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.,2004;

2.      Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М.,2004;

3.      Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.,2004

 

11. Социальная психология взаимоотношений среди подростков.

Взаимоотношение как категория социальной психологии Возрастные аспекты взаимоотношений. Взаимоотношения в подростковом возрасте. Эмпирическое изучение взаимоотношений среди подростков.

Литература.

1.      Катаева-Венгер А.А. Трудный возраст: подросток сегодня. М.,2002;

2.      Реан А.А. Психология подростка: полное руководство. М.,2002

 

12. Реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами.

Наркотическая зависимость личности как психологическая проблема. Основные программы психологической реабилитации наркотической зависимости у подростков. Программа психологической реабилитации несовершеннолетних наркоманов в условиях психологического центра.

Литература.

1.      Еникеев Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у детей. М.,1999;

2.      Катаева-Венгер А.А. Трудный возраст: подросток сегодня. М.,2002;

3.      Нейк А. Наркотики. М.,2001;

4.      Реан А.А. Психология подростка: полное руководство. М.,2002

 

13. Взаимосвязь акцентуаций характера и социального статуса подростка.

Акцентуации, как свойства  личности, могут быть связаны  как с определенными свойствами темперамента, так и с влиянием среды, в которой формировалась личность. Основное содержание данной работы  -  это установление  взаимосвязи между отдельными  типами акцентуаций  характера  подростка и его социального статуса в классе.

Литература:

1.   Батаршев А.В. Типология характера и личности: практическое руководство по психодиагностике, М., Изд-во Института психотерапии, 2001

2.   Леонгард К. Акцентуированные личности, Пер. с нем. Ростов/на Д, Изд-во    «Феникс», 2000

3.  Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков – Л.Медицина,1997

4.   Егорова М.С. Психология индивидуальных различий, М. 1997

5.    Ремшмидт Х., Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления       личности. М., 1994

6.   Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб., 2000

 

14. Факторы и причины  гендерных  различий в проявлении агрессии

В работе предполагается провести анализ теоретических и экспериментальных  данных, имеющихся в современной литературе по вопросу особенностей проявления агрессивности у мужчин и женщин, а также изучить факторы и причины, вызывающих эти различия.

Литература:

 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. СПб: прайм, ЕВРОЗНАК, 2002

Бэрон Р., Ричардсон Д Агрессия – СПб, Питер, 2002

Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины – СПб: Питер, 2002

Литвинцева Н.А. Женская психология, Москва, 1994

.Геодакян В.А. Эволюционная теория пола, М,Природа, № 8, 1991

 

 

15. Конфликты в межличностном общении студентов

Психология студенческого возраста. Основные виды деятельности в студенческом возрасте. Личностное и профессиональное становление студентов. Особенности межличностного общения студентов. Экспериментальные исследования основных причин конфликтов в общении студентов.

Литература.

1.      Гришина Е.А. «Психология конфликта». - М., 2004.

2.      Дружинин В.В. «Введение в теорию конфликтов». - М., 1999.

3.      Шеянов В.П. «Конфликты в нашей жизни и их разрешение». - М., 2004.

 

16. Мотивация достижения у старшеклассников и студентов

Понятие мотивации в психологии. Мотивация в структуре личности. Мотивация достижения. Психологические характеристика периода юношества. Проблема профессионального самоопределения в период юношеского возраста.

Литература:

Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М., 1996

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000

Хекхаузен К. Мотивация и деятельность. – СПб., Питер, 2000

Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.,1997

 

 

17. Взаимосвязь уровня агрессивности подростков с их социальным статусом в группе сверстников

Понятие малой группы. Понятие референтной группы. Понятия агрессии и агрессивности в психологии. Факторы, определяющие проявление агрессивности. Экспериментальное исследование взаимосвязи агрессивности и социального статуса.

Литература:

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб, 1998

Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. - М., 1996

Фурманов И.А. Детская агрессивность. - Минск, 1996

 

Психологические аспекты лидерства в учебном коллективе

Основные направления исследования проблемы группы в социальной психологии. Психологическая теория коллектива. Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства. Эффективность лидерства в учебном коллективе.

Литература:

Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М., 2001.

 

18. Психодиагностика наркотической зависимости в подростковом возрасте

Наркотическая зависимость как психологический феномен. Физиологические и социопсихологические особенности подросткового возраста как факторы развития наркотической зависимости. Методы диагностики наркотической зависимости в подростковом возрасте.

Литература:

Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. – М., 2004.

Личко А.Е., Битенский В.С. Подросковая наркология. – М., 2001.

 

19. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте

Теоретическое обоснование проблемы ценностных ориентаций в психологических исследованиях. Основные подходы и понятия к изучению ценностей. Место ценностей в старшем школьном возрасте. Эмпирический анализ динамики ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте.

Литература:

Социально-психологические проблемы социальной идентичности. – М., 2000

Тихомандрицкая О.А. Ценности и ценностное самоотношение на этапе юношеской социализации. – М., 2001.

 

20. Общение со сверстниками как фактор развития дошкольников

Работа посвящена изучению общения со сверстниками, как фактора, влияющего на развитие детей дошкольного возраста.Задачи: рассмотреть роль социального общения в процессе онтогенеза; особенности общения в дошкольном возрасте; возможности оптимизации процесса общения в ДОУ. Выявить особенности общения (2-3 методики) дошкольников со сверстниками.

Литература:

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968

Крайг Г. Психология развития. М, 1998

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1988


 

 

 

Д.п.н. Богданов Евгений Николаевич

 

  1. Психологические методы как инструмент оптимизации отбора менеджера организации
  2. Взаимосвязь стиля руководства и лидерских качеств и эффективности деятельности менеджеров
  3. Диагностика и коррекция агрессивного поведения подростков
  4. Особенности психологических отношений молодых пар в зарегистрированном браке и сожительствующих вместе
  5. Психологические условия предупреждения деструктивной конфликтности в подростковом возрасте
  6. Влияние возраста на профессионально-важные качества управленцев
  7. Зависимость уровня аргессивности и тревожности подростков от стилей семейного воспитания
  8. Особенности коммуникативной компетентности человека при наличии у него домашнего животного
  9. Использование психологических методик в оценке и подборе руководящих кадров

10. Личность как субъект делового конфликта

11. Внутриличностные факторы, повышающие риск ранней наркотизации

12. Социальная готовность ребенка к школе

13. Влияние родительско - детских отношений на социально-психологическое                      развитие подростка

14. Причины возникновения конфликтов в организации

15. Гендерная идентичность и удовлетворенность супругов в браке

16. Продуктивность применения методов гештальттерапии в социально-психологической практике

17. Влияние телевидения на агрессивность студенческой молодежи

18. Влияние социально-психологической помощи на качество социального обслуживания одиноких пожилых людей

19. Исследование ценностно-мотивационной сферы профессионального самоопределения психолога организации

20. Занятие хореографией как средство развития эмоциональной сферы и креативности детей старшего дошкольного возраста

21. Особенности взаимосвязи акцентуации характера и вида преступного поведения.

 

К.п.н. Падун Мария Анатольевна

 

  1. Межполушарная ассиметрия и свойства личности
  2. Когнитивные стили и свойства личности
  3. Темперамент и совладание со стрессом
  4. Характер и совладание со стрессом
  5. Эмоциональный интеллект
  6. Гендерные различия в свойствах личности

             

Тематика дипломных работ по психологии образования

 

Научный руководитель - доктор психологических наук,

профессор Е.И.Исаев

 

1. Развитие творческого потенциала дошкольников в продуктивных видах деятельности

2. Развитие самооценки в дошкольном возрасте

3. Психологическая готовность к школе и к школьному обучению

4. Кризис 7 лет и его психолого-педагогическое сопровождение

5. Психологическая адаптация детей к обучению в школе

6. Психологические особенности взаимоотношений в младшем школьном возрасте

7. Особенности мотивации учения у младших школьников

8. Психологические особенности перехода младших школьников на среднюю ступень обучения

9. Психологические особенности учебной деятельности подростков

10. Мотивация учебной деятельности подростков

11. Психологические особенности взаимоотношений в подростковом возрасте

12. Психологическая профилактика наркозависимости у подростков

13. Психологические особенности общения в подростковом возрасте

14. Особенности профессионального самоопределения в подростковом возрасте

15. Психологические особенности учебной деятельности старшеклассников

16. Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте

17. Конфликты в межличностном общении старшеклассников

18. Динамика ценностных ориентаций у старшеклассников

19. Психологические особенности лидерства у старшеклассников

20. Развитие самосознания в юношеском возрасте

к.пс.н. Князева Татьяна Сергеевна (лаборатория психологии творчества)

1. Моцарт-эфеект: влияние музыки на решение интеллектуальных задач
2. Музыка и личность
3. Изучение взаимосвязи музыкальных и когнитивных способностей
4 Музыкальная терапия: роль музыки в коррекционной и развивающей работе
tknyazeva@inbox.ru
тел.89057220858

к.п.н. Шпагонова Наталия Григорьевна
1. Эмпатия и когнитивные процессы
2.Эмпатия и индивидуально-личностные особенности
тел. 89160108413

 

 

      КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА

  1.  

    ***

     

     к.п.н. Поддубный Сергей Евтихиевич

     

    1.Компьютерные методики психологической оценки  персонала. Сравнительный анализ существующих программных продуктов.

    2. Автоматизированное рабочее место психолога по работе с персоналом. Основные принципы построения и состав методологического инструментария.

    3. Математико-статистические методы исследования структуры межличностных отношений и феномена психологической совместимости.

    4. Традиционные методики  исследования межличностных отношений в малой группе.

     5. Новые методики изучения системы межличностных отношений.

    6.Сравнительный анализ вербальных и невербальных методик диагностики межличностных отношений.

    7.Сопоставление методов, методичсеских приемаов и методик оценки персонала в государственных и  негосударственных учреждениях.

    8.Статистический и клинический подходы в оценке персонала. Условия применения оценка эффективности.

    9. Особенности психологической диагностики кандидатов на первичные руководящие должности.

    10. Психологическая совместимость руководителя и его заместителей.

    11. Индивидуально-психологические детерминанты стиля руководства коллективом.

    12. Социально- психологические детерминанты стиля руководства коллективом.

    13. Психологические аспекты подбора членов управленческой команды. Объектный и субъектный подходы.

    14. Социальный интеллект личности как фактор совместимости.

    15. Совместимость личности и малой группы. Диагностика и прогнозирование.

    16. Сравнительный анализ существующих подходов к исследованию

    феномена руководства.

    17. Влияние соотношения индивидуально-психологических особенностей партнеров на межличностную совместимость.

    18. Тест репертуарных решеток Келли как средство исследования структуры внутри групповых межличностных отношений.

    19. Сравнительный анализ психологической совместимости  представителей различных психологических типов (портретов по Д.Кейрси).

    20. Роль межличностных ориентаций в психологической совместимости (межличностной и внутригрупповой).

    ***

     

    д.п.н. Обознов Александр Александрович

     

    1. Психологическая установка работников на безопасный труд.

    2. Эмоциональная направленность как фактор выбора профессии.

    3. Соотношение профессионального ответственного отношения и поведения работников.

    4. Представление работников о профессиональной карьере (на примере конкретных профессий).

    5. Психосемантические методы анализа профессионального сознания.

    6. Взаимосвязь удовлетворенности трудом и трудоотдачей работников.

    7. Особенности профессиональной мотивации (в конкретных видах профессиональной деятельности).

    8. Эмоциональная направленность как фактор удовлетворенности профессией.

    9. Рефлексия как профессионально важное качество.

    10. Специфика профессионального самоопределения современных старшеклассников.

     

к.п.н. Купрейченко Алла Борисовна

1. Доверие личности другим людям.

2. Доверие личности себе, миру, другим людям в различных аспектах жизнедеятельности.

3. Доверие в организации.

4. корпоративная культура и доверие в организации.

5. Доверие личности и группы как регулятор межличностных и межгрупповых отношений.

7. Психологическая дистанция между различными группами в организации.

8. Психологическая дистанция и  доверие.

9. Критерии психологической дистанции у представителей различных социальных групп.

10. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности.

11. Нравственные конфликты в деловой сфере.

12. Отношение руководителей и работников предприятий к формальным и неформальным этическим кодексам.

13. Отношение предпринимателей и менеджеров к соблюдению нравственных норм.

14. Отношение руководителей и наемных работников предприятий к соблюдению нравственных норм.

15. Отношения нравственности в организациях с разным типом корпоративной культуры.

***

 к.п.н. Мотовилин Олег Геннадиевич

 

1. Сравнительный анализ различных методов оценки персонала.

2. Эффективность различных методов оценки персонала при работе со специалистами разных категорий (возрастные особенности, профессиональная принадлежность, индивидуальные психологические особенности ).

3. Психологические особенности (мотивационно-личностные, эмоциональные, коммуникативные самосознания) специалистов различных категорий.

4. Профессиональный стресс. Особенности профессионального стресса у специалистов разных категорий, возраста, пола, профессиональной принадлежности и т.д.

5. Профессиональный стресс в условиях организационных изменений.         .

6. Профессиональные деформации. Изменения мотивационно-личностной, эмоциональной, когнитивной, коммуникативной сфер, самосознания и т .д. у специалистов в процессе профессиональной деятельности.

***

 к.п.н. Бессонова Юлия Владимировна

 

1. Исследование мотивов выбора профессии и их динамики в процессе становления специалистов МПС (МЧС, военных летчиков,…)

2. Специфика мотивов выбора профессии у представителей "опасных" профессий (на примере специалистов…)

3. Роль ценностно-мотивационной сферы в обеспечении профессиональной успешности специалистов железнодорожного транспорта (военных летчиков, спасателей…)

4. Специфика ценностно-мотивационной сферы представителей "опасных" профессий (на примере специалистов…)

5. Исследование влияния некоторых личностных особенностей на характер ценностно-мотивационной сферы представителей "опасных" профессий.

 

Гришунина Елена Владимировна, канд. психол. наук

 

  1. Система диагностики и коррекции психосоциального здоровья руководителя компании как важного фактора повышения мотивации персонала
  2. Комплексный план работы с мотивацией персонала
  3. Влияние самомотивации и внешнеорганизованной мотивации персонала на успешность трудовой деятельности
  4. Влияние эффективного имиджа организации  на формирование трудовой мотивации
  5. Восприятие имиджа бизнесмена различными социальными группами
  6. Роль символов в процессе разработки PR- и рекламной кампании организации
  7. Система оценки структуры и эффективности имиджа организации
  8. Особенности имиджа в организации психолога (и представителей других профессий)
  9. Коммуникация как процесс построения персонального имиджа
  10. Лояльность персонала как показатель эффективной мотивации
  11. Изменения в организации. Сложности и проблемы мотивации сотрудников принятии процесса инновации.
  12. Методы командообразования
  13. Система диагностики мотивационной среды в организации
  14. Взаимосвязь параметров мотивационной среды организации и особенностей ее имиджа
  15. Психологическая специфика ситуации нововведений в организации
  16. Феномены рассогласования субъективных интерпретаций ситуации кризиса в организации у руководителей и сотрудников
  17. Психологические защиты в ситуации кризиса в организации
  18. Система работы с персоналом в ситуациях инноваций и в кризисных ситуациях
  19. Особенности функционирования имиджа организации в ситуациях инноваций
  20. Психологическая специфика ситуации безработицы
  21. Проблемы социально-психологической адаптации мигрантов
  22. Особенности трудовой деятельности в ситуации миграции и ее социальная специфика

 

Головина Елена Владимировна к.п.н.

Курсовые работы

1. Психологический тренинг как способ приобретения навыков уверенного поведения

2. Причина неуверенности в себе

3. Роль самооценки в формировании уверенного поведения

4. Современные отечественные и зарубежные межкультурные исследования уверенности человека

 

Дипломные работы

1. Динамика личностных изменений в процессе тренинга уверенного поведения

2. Эмоциональный интеллект у лиц с различным уровнем уверенности

3. Когнитивно-стилевые предпосылки уверенности человека

4. Психологичские ообенности лиц с различным уровнем социальной инициативы, смелости и уверенности в себе.

5. Сравнительный анализ креативности уверенных-застенчивых, социально-смелых-пассивных лиц.

6. Межкультурные различия в демонстрации уверенного поведения

7. Различия пищевого поведения тревожных и уверенных лиц 

к.п.н. Травина Лариса Львовна 

1. Место конструктивистской психологии в координатах других психологических школ.

2. Анализ современных исследований, основанных на технологии репертуарных решеток (По материалам англоязычных ресурсов портала pcp-net.com)

3. Сравнительный анализ основных положений теорий Келли с основными российскими психологическими теориями. (Выготский, Леонтьев, Мясищев)

4. Общие констркуты как ценности, лежащие в основе устойчивой культуры организации

5. Лидерство как система конструктов

6.  Изменение в системе конструктов как результат обучения (Разработка методики оценки эффективности обучения)

 

  

Темы этого года

 

Разработка модели компетенций на основе теории персональных конструктов, с помощью технологии репертуарных решеток для оценки:

 

  1. Хэрдинесс (жизнестойкости)
  2. Межкультурной компетентности
  3. Эмоциональной (социальной ) компетентности
  4. Эксперта
  5. Руководителя междисциплинарной группы

(выбрать 1 пункт )

 

Анализ современных исследований, основанных на технологии репертуарных решеток (По материалам англоязычных ресурсов портала pcp-net.com)

 

Сравнительный анализ известных программных продуктов для работы с репертуарными решетками Дж.Келли.

 

Современные направления конструктивистских психологических школ. Обзор по иностранным ресурсам


 

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор ВШП (Институт)

Т.Н. Савченко

 
 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о дипломной работе

студента факультета психологии

                        Высшей Школы Психологии (Институт)

 

 

 

Москва – 2009

 

1.   Общие положения

 

1.1.          Настоящее положение разработано в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации в Российской Федерации» (от 25 мая 1994 г.), письма Минобразования России от 16 мая 2002 г. № 14-55-353 ин/15 о «Методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников Вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования».

1.2.          Дипломная работа по специальности 020400 «Психология» представляет собой самостоятельную законченную работу, включающую результаты теоретического и эмпирического  исследования. Дипломная работа выполняется по завершении образовательной программы высшего профессионального образования.

1.3.          Дипломная работа должна выявлять:

                   уровень профессиональных (теоретических и прикладных) знаний по специальности и способность их применения для решения научных и практических задач;

                   методическую подготовленность, владение навыками и умениями профессиональной деятельности;

                   профессиональную готовность к самостоятельной практической деятельности.

1.4.          Тема дипломной работы должна быть актуальной и соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, быть ориентированной на практическую деятельность по профилю избранной специальности. Темы дипломных работ разрабатываются и утверждаются кафедрами факультета ежегодно. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы и научного руководителя. Студент может также предложить собственную тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

1.5.          Дипломная работа выполняется под руководством научного руководителя – профессора, доцента кафедры факультета. Научный руководитель содействует уяснению цели и задач исследования, корректирует формулировки основных положений и плана работы, рекомендует необходимую литературу, справочные материалы и другие источники по теме, осуществляет контроль над выполнением и оформлением дипломной работы. Преподаватель может руководить не более чем 5 дипломными работами.

1.6.          Кафедра по итогам преддипломной практики проводит предзащиту дипломных работ. По результатам предзащиты деканат факультета принимает решение о допуске студента к защите дипломной работы.

1.7.          Защита дипломной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии в сроки, установленные деканатом факультета. По результатам защиты выставляется государственная аттестационная оценка.

 

2.                Требования к дипломной работе

 

2.1.          Дипломная работа выпускника факультета должна отвечать следующим основным требованиям:

·                   Отражать новизну рассматриваемой тематики и ее актуальность (теоретическую и практическую);

·                   Содержать решение новых или недостаточно изученных вопросов, или проверку и уточнение известных научных положений, или разработку методики решения конкретной практической психологической проблемы (диагностики, прогностики, формирования тренинга, коррекции, консультирования, проектирования и др.);

·                    Содержать формулировку цели, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования или разработки, практической значимости и новизны;

·                   раскрывать многообразие теоретических или практических подходов к решению психологической проблемы в свете современных научных воззрений;

·                   отвечать требованиям к организации и проведению эмпирического или теоретического исследования, обработке и интерпретации данных, а также к  оформлению работы.

2.2.          В дипломной работе должна быть четко выдержана следующая логико-композиционная структура:

·                   Введение, которое должно содержать четкое и краткое обоснование научной и (или) практической актуальности выбранной темы, определение предмета и объекта исследования или разработки, формулировку гипотезы, цели и задач, описание использованных при выполнении работы методов исследования и обработки данных, а также новизну исследования;

·                   Основная часть (2-3 главы), которая включает теоретическую и эмпирические главы. В теоретической главе дается анализ современных (за последние 10-15 лет) работ по научной или практической проблеме, излагаются теоретические (концептуальные) основы исследования. В эмпирической главе содержится программа проведенного эмпирического исследования (или эксперимента);

·                   Заключение, в котором содержатся выводы (теоретические, эмпирические, практические, методические) исследования, практические рекомендации, а также определяются дальнейшие научные (практические) перспективы работы;

·                   Список литературы, в котором указываются использованные научные источники, оформленные в соответствии с требованиями стандарта;

·                   Приложения, которые включают первичные эмпирические данные, результаты его статистической  обработки, представленные в виде таблиц, графиков, схем, рисунков и т.п.; включенные в  работу графики, таблицы и рисунки должны иметь заголовок, размещаемый над ними. Приложения не входят в общий объем работы.

2.3.          Дипломная работа должна быть оформлена (напечатана) на листах формата А4. Текст набирается шрифтом № 14 через 1,5 интервала. Страница должна иметь следующие поля: левое 35 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 25 мм. Рекомендуемый объем работы – 50-60 страниц текста.

 

3.                Оформление дипломной работы

 

Материалы дипломной работы располагаются в следующей последовательности:

1.                 Титульный лист (см. приложение 1).

2.                 Оглавление.

3.                 Введение, основная часть, заключение.

4.                 Список использованной литературы и источников.

5.                 Приложения.

Автор дипломной работы обеспечивает грамотное изложение материала, квалифицированное оформление научно-справочного аппарата.

Текст дипломной работы представляется в напечатанном виде в 2- экземплярах, через полтора интервала, с соблюдением установленного формата: шрифт 12-14, количество строк на странице – 27-30, поля: верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30-35 мм, правое – 10-15 мм, абзац – 5 знаков.

Страницы дипломной работы нумеруются (начиная с титульного листа, на титульном листе номер не ставится).

Дипломная работа переплетается, подписывается студентом и представляется руководителю в установленный планом срок.

 

4.                Порядок защиты дипломной работы

 

Подготовленная к защите дипломная работа должна быть завершена и представлена для обсуждения на кафедру в двух экземплярах не позднее, чем за две недели до установленного срока защиты.

Руководитель дипломной работы дает письменный отзыв, указав в нем, в какой степени работа отвечает предъявляемым требованиям и может ли она быть допущена к защите. После этого кафедра решает вопрос о направлении дипломной работы на внешний отзыв и о допуске студента к защите, оформляя свое решение протоколом.

В качестве рецензентов могут быть приглашены преподаватели других кафедр или других вузов, научные сотрудники, ведущие специалисты-практики данной отрасли. Письменная рецензия представляется на кафедру или в деканат за 3-5 дней до защиты, с ее содержанием знакомятся студент-дипломник и его научный руководитель.

К защите дипломной работы допускаются только те студенты, которые полностью выполнили учебный план, прошли все предусмотренные планом практики, успешно сдали государственные экзамены. Дата, время и место защиты устанавливается деканом факультета и председателем ГАК.

По каждому допущенному к защите студенту выпускающая кафедра представляет в ГАК два экземпляра дипломной работы, выписку из протокола заседания кафедры, отзыв научного руководителя и внешний отзыв рецензента (все документы должны поступить в ГАК за 2-3 дня до защиты).

Защита дипломной работы проходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии, утвержденной приказом ректора.

К защите студент должен подготовить аннотацию, доклад и необходимый иллюстративный материал (таблицы, схемы), которым он предполагает воспользоваться в ходе защиты.

Дипломная работа оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» с учетом ее соответствия требованиям, а также официальных и неофициальных отзывов. Итоги защиты подводятся на закрытом заседании ГАК, решение принимается большинством голосов, оформляется протоколом и объявляется в тот же день.

После защиты секретарь ГАК передает оба экземпляра дипломной работы на кафедру и в библиотеку. Кафедра ведет картотеку дипломных работ.

Тема дипломной работы и ее оценка заносятся в зачетку. Книжку (сдается в архив) и в выписку из зачетной ведомости, которая выдается выпускнику вместе с дипломом об окончании института.

Наиболее интересные в теоретическом и практическом плане дипломные работы могут быть рекомендованы к опубликованию, а также представлены к участию в конкурсе научных работ. Авторы таких работ могут быть рекомендованы в аспирантуру.

 

Введение                                                                                   -5%

Теоретическая часть                                                              -30%

Эмпирическая часть                                                              -50%

        Описание исследования, выборки, методики      -30%                        

                   Результаты                                                              -40%

                  Обсуждение результатов                                        -30%

Заключение                                                                             

Выводы                                                                                     ]-5%

 

 

Требования к эмпирической части

1.     Желательно разбить раздел на параграфы, соответствующие этапам экспериментального исследования.

2.     Научность эмпирических гипотез

3.     Описание выборки должно включать: количество, пол, возраст, другие формирования выборки, принципы выделения групп в соответствии с уровнями (условиями) независимой переменной и разбиения выборки на группы, количество испытуемых в группах, характеристики, по которым группы различаются.

4.     Описание процедуры исследования должно включать подробный план исследования.

5.     Следует описать конкретные способы сбора и регистрации (фиксации) показателей.

6.     При описании используемых текстов указывается их название, дата, место и автор стандартизации, основные психометрические характеристики теста (методики приводятся в приложении).При применении нестандартных опросников, анкет следует приводить их подробное описание.

7.     необходимо описать тип полученных данных, обосновать выбор методов их анализа, соотнести выбранные методы с гипотезами, методиками и  полученными данными.

8.     Очень краткое описание используемых методов анализа данных. Если статистическая обработка проводилась с помощью стандартного пакета статистических  программ, необходимо привести название и версию пакета.

9.     В тексте приводятся только данные, необходимые для анализа результатов и выводов, подробные статистические таблицы выносятся в приложение.

 

Типичные ошибки

- несоответствие гипотез методам статистической обработки

- в теоретической части приводятся куски текста без автора или неправильно оформлены ссылки

- опора на работы только отечественных или только зарубежных авторов

- основная часть работы обзор и 5-7 страничек – описание своего исследования

- очень много результатов стат. Обработки и совсем нет анализа

- нефальсифицируемость гипотез

 

 

 

  Приложение 1

Титульный лист дипломной работы

 

Высшая Школа Психологии (Институт)

Кафедра общей психологии

 

 

 

Дипломная работа

 

Взаимосвязь самооценки младшего школьника

И его социометрический статус

 

 

Студента

О.А. Ивановой

 

 

Научный руководитель:

К.пс.н., доцент

Т.В.Галкина

 

 

 

 

 

Москва 2009  

 

Приложение 2

 

Пример оформления второй страницы дипломной работы

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                Стр.

Введение                                                                                                      3

Глава 1    Психологические аспекты исследования

          стиля лидерства в зарубежной и отечественной

          социальной психологии………………………………………….5-13 

1.1    Понятие лидерства………………………………………………5

1.2    Теории лидерства в зарубежной и

  отечественной психологии …………………………………….8

 

Глава 2    Исследование влияния личностных свойств

                  на статус индивида в группе  ............................................. 14-22

       2.1 Программа исследования   ……………………………………..14

       2.2  Методы исследования      ……………………………………    16     

       2.3. Анализ результатов и их обсуждение………………………… 20    

Заключение………………………………………………………………43    

Литература ……………………………………………………………... 25     

Приложения………………………………………………………………30

 

Приложение 4.

 

Пример стандарта оформления литературы

 

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х кн. Кн.2 / Пер. с

      англ., предисл. К.М.Гуревича.-М.:Педагогика,1982.-318 с.

  1. Грей Д.А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология.

      -1993.-№ 1-2 - 176 с.

  1. Забродин Ю.М., Похилько В.И., Шмелев А.Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных тест-опросников // Психологический журнал. – 1987. - №8, - 327 с.
  2. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение. 1966. – 383 с.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ВШП (Институт)

Т.Н. Савченко

                                           

 

 

                                                                      ПОЛОЖЕНИЕ

                         о курсовой работе студента факультета психологии

                                                Высшей Школы Психологии (Институт)

 

 

                                                              Москва - 2009

 

 

 

1. Общие положения

 

1.1.         Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования курсовая работа как обязательный вид  учебной работы, выполняется студентом в течение учебного года в соответствии с индивидуальным планом. Курсовая работа является самостоятельной исследовательской работой студента.

1.2.         Цель курсовой работы – формирование у студента навыков научно-исследовательской работы, повышение уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, более глубокие усвоения учебной дисциплины, развитие умения и интереса к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.

1.3.         Курсовая работа, как правило, представляет собой поэтапную форму подготовки дипломной работы и выполняется студентами 3,4,5 курсов вечернего отделения и 2 курса отделения второго высшего образования на кафедре факультета в соответствии с учебным планом специальности.

1.4.         Основная задача студента при написании курсовой работы – показать в сжатой и логичной форме:

·                   Актуальность проводимого исследования и обоснованность постановки проблемы исследования;

·                   Правильность выбранного подхода к решению проблемы, адекватность применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез;

·                   Достоверность первичных данных, логическую, а также математическую истинность и корректность интерпретации полученных результатов и выводов;

·                   Перспективы проделанной работы с точки зрения возможного пересмотра или проверки известных данных или теорий на основе вновь полученных результатов собственного исследования.

1.5.         Тематика курсовых работ разрабатывается, дополняется и утверждается кафедрой факультета ежегодно в целях избежания дублирования ми обеспечения наиболее полного их соответствия учебным программам. Темы курсовых работ должны быть актуальными в научном или практическом аспектах, совпадать с проблематикой научных исследований факультета и кафедры. После  утверждения на кафедре зав.учебно-методическим кабинетом предлагает студентам тематику курсовых работ для ознакомления и выбора.

1.6.         Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя – профессора, доцента или преподавателя кафедры факультета. Научный руководитель разъясняет цели и задачи исследования, корректирует формулировку и план работы, рекомендует необходимую литературу, справочные материалы и другие источники по теме, контролирует выполнение и оформление курсовой работы в сроки, установленные деканатом факультета.

 

2.                Порядок закрепления курсовой работы за студентом

 

Для закрепления темы и научного руководителя курсовой работы студент должен в установленные деканатом сроки ознакомиться на кафедре с тематикой курсовых работ и подать на имя заведующего кафедрой заявление с указанием избранной темы курсовой работы и предполагаемого научного руководителя (см. приложение 1). Студент может самостоятельно выбрать направления исследования и согласовать формулировку темы с предполагаемым научным руководителем.

На основании поданных заявлений темы курсовых работ и научные руководители утверждаются на заседании кафедры. Студенты, самостоятельно не определившие темы научных исследований в установленные сроки, распределяются деканатам по кафедрам, где им назначаются научные руководители и закрепляются темы курсовых работ.

 

3.                Требования к курсовой работе

 

3.1.         Курсовая работа студента должна соответствовать предъявляемым к ней общим требованиям, которые касаются:

·                   Выбора тематики исследования и ее актуальности;

·                   Содержания и формы подачи материала;

·                    Организации и проведения эмпирического исследования;

·                   оформления курсовой работы.

3.2.         Курсовая работа студента 3 курса вечернего, 2 курса отделения второго высшего образования отделения должна быть посвящена теоретическому анализу конкретной научной проблемы, и содержать:

·                   Обоснование актуальности выбранной темы;

·                   Самостоятельный анализ теоретических подходов и концепций, истории и современного состояния исследований применительно к теме, на основе изучения литературных источников, а также поиск общей идеи и сопоставление различных точек зрения (реферирование источников литературы не является целью курсовой работы);

·                   Теоретические основы исследования в рамках последующих курсовых работ;

·                   Изложение содержания работы на основе четкой и логической структуры.

3.2.1.  Тематика курсовых работ  на 3 курсе вечернего отделения должна быть связана с изучением научных проблем преимущественно базовых общепрофессиональных дисциплин.

3.3.         Курсовая работа студента  4 курса вечернего должна быть нацелена на обоснование и проведение эмпирического (пилотажного)  исследования по избранной научной проблеме. Основные задачи работы:

·                   Отразить новизну рассматриваемой  проблемы и ее актуальность;

·                   Дать анализ состояния проблемы теории и исследовательской практики по избранной теме в отечественной и зарубежной науке;

·                   Сформулировать гипотезы эмпирического исследования, определить предмет, объект и задачи эмпирического исследования;

·                   Разработать и реализовать программу пилотажного эмпирического исследования;

·                   Обосновать выборку пилотажного исследования;

·                   Подобрать методы сбора эмпирических данных адекватные цели и задачам исследования;

·                   Организовать и провести пилотажное исследование;

·                   Обеспечить количественную и качественную обработку полученных данных (с использованием, прежде всего, описательных и непараметрических методов статистики) и их интерпретацию.

3.3.1.  При выполнении курсовой работы следует корректно употреблять понятие «экспериментальное исследование» - исходя из того, что не  всякое эмпирическое исследование является экспериментальным (требующим организации и проведения специальной процедуры сбора и контроля данных - т.е. эксперимента).

3.4.         Курсовая работа студента 5 курса вечернего отделения является важным эмпирическим этапом подготовки дипломной работы. Основные задачи курсовой работы:

·                    Отразить новизну и актуальность рассматриваемой проблемы;

·                   дать анализ существующего состояния разработки проблемы (теории и исследовательской практики) в отечественной и зарубежной науке;

·                   сформулировать гипотезы эмпирического исследования, определить предмет и объект исследования;

·                   разработать и реализовать программу эмпирического исследования;

·                   обосновать выборку эмпирического исследования;

·                   подобрать методы сбора эмпирических данных адекватные цели и задачам исследования;

·                   организовать и провести эмпирическое исследование;

·                   обеспечить количественную обработку полученных данных (с применением методов многомерного анализа: корреляционный, факторный, кластерный, дисперсионный методы и др.), и их качественную интерпретацию.

3.4.1.  Курсовая работа студента  5 курса вечернего отделения должна отличаться от курсовой работы студента 4 курса:

·                    Полнотой изложения существующих в отечественной и зарубежной психологии точек зрения по данной проблеме;

·                   четкостью формулировок цели, задач и гипотез  изучения, определения предмета и объекта, а также программы эмпирического исследования;

·                   объемом выборки, позволяющим проводить статистический анализ полученных данных;

·                   обоснованностью составления (подбора) выборки исследования;

·                   адекватностью применяемых методов сбора эмпирических данных;

·                   обоснованностью использования методов анализа данных;

·                   обоснованностью полученных выводов (научность, объективность и достоверность) данным эмпирического исследования.

3.5.         Оформление курсовой работы  студента должно удовлетворять ряду общих требований.

3.5.1.  Работа открывается титульным листом, на котором необходимо указать:

·                   Факультет, кафедру, на которой выполнялась работа;

·                   Названием темы курсовой работы;

·                   Фамилию, имя, отчество, курс, учебную группу;

·                   Фамилию, имя, отчество, ученую степень, ученое звание научного руководителя (см. приложение 2).

3.5.2.На второй странице  приводится оглавление работы, являющееся ее планом (см. приложение 3). Оно должно включать следующие обязательные компоненты:

·        Введение, в котором обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования, гипотезы эмпирического исследования (для студентов 3 и 4 курса дневного, 4 и 5 курсов вечернего отделения), методы и выборка исследования (для студентов 3 и 4 курса дневного, 4 и 5 курса вечернего отделения);

·        Основная часть, где раскрывается содержание работы: обзор литературы с анализом и постановкой проблемы (ее решения), описание эмпирической части (для студентов 3 и 4 курса дневного, 4 и 5 курса вечернего отделения), т.е. методика исследования, инструкция, процедура, испытуемые, стимульный материал и т.п.; результаты, их обработка и обсуждение;

·        Заключение, в котором нужно изложить краткие выводы и возможные научные перспективы дальнейшего изучения проблемы;

·        Список литературы и использованные источники необходимо оформлять в соответствии с требованиями стандарта (см. приложение 4);

·        Приложения (протоколы, рисунки, графики, схемы, таблицы, первичные эмпирические данные). Включенные в работу графики, таблицы и рисунки обязательно должны иметь заголовок, размещаемый над ними. Приложения не входят в общий объем курсовой работы.

·        Курсовая работа должна быть оформлена (напечатана) на листах формата А4. Текст набирается шрифтом № 14 через 1,5 интервала. Страница должна иметь поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 25 мм. Объем курсовой работы определяется ее содержанием и должен составлять 25-30 страниц.

3.5.2.  При оценке оформления курсовой работы учитывается стиль изложения, корректность цитирования литературных источников, соблюдение орфографии, аккуратное исполнение текста (таблиц, графиков, рисунков и т.п.), наличие необходимых частей (компонентов) работы.

 

4.                Порядок защиты

 

4.1.         Курсовая работа представляется в установленный срок в деканат факультета (на кафедру – для студентов 2 курса дневного и 3 курса вечернего отделения) и при наличии положительной письменной рекомендации и оценки научного руководителя допускается к защите.

4.2.         Сроки защит курсовых работ предусматриваются деканатом в соответствии с календарным учебным планом.

4.3.         При подготовке к защите студент готовит устное выступление не более чем на 10 минут. Выступление студента на защите курсовой работы должно:

·                   Быть четки и лаконичным;

·                   Демонстрировать его знания по освещаемой проблеме;

·                   Содержать основные положения курсовой работы: четко выделенный объект исследования, его предмет и гипотезу, а также обоснование актуальности рассматриваемой темы;

·                   Освещать выводы и результаты проведенного эмпирического исследования (при его наличии);

·                   Содержать наглядно-иллюстративный материал: схемы, таблицы, графики и пр.

4.4.         Для проведения защиты курсовых работ создается комиссия из преподавателей кафедр.

4.5.         При оценке курсовой работы комиссия должна руководствоваться следующими критериями:

·                   Обоснованностью выбора темы, четкостью определения цели, задач, предмета, объекта и гипотезы исследования;

·                   Глубиной раскрытия темы, соответствием содержания работы ее цели и задачам;

·                   Умением студента грамотно и четко формулировать свои мысли в ходе выступления;

·                   Самостоятельностью мышления, творческим потенциалом студента;

·                   Знанием литературы по  исследуемой проблеме;

·                   Адекватностью и логичностью ответов на вопросы членов комиссии;

·                   Качеством оформления курсовой работы.

4.1. Курсовая работа оценивается по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») в зависимости от степени ее соответствия требованиям как к содержанию и оформлению самой работы, так и к выступлению студента.  В случае неудовлетворительной оценки, курсовая работа возвращается студенту на доработку с условием последующей защиты в течение установленного деканатом срока и согласно нормативным документам.

4.2. Курсовая работа хранится на кафедре в течение 5 лет.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1

Приложение 2

 

 

 


 

 

 

 


 
 

Приложение 3

 

Пример оформления второй страницы курсовой работы

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

Введение

3

Глава 1. Психологические аспекты исследования  

        стиля лидерства в зарубежной и отечественной

        социальной психологии

 

 

5-13

        1.1. Понятие лидерства

5

 

 

        1.2. Теории лидерства в зарубежной и    

               отечественной психологии

8

Глава 2. Исследование влияния личностных свойств

       на статус индивида в группе

14-22

       2.1. Программа и методы исследования

14

       2.2. Анализ результатов и их обсуждение

16

Заключение

23

Литература

25

Приложения

30

 

Приложение 4

 

 

Пример стандарта оформления литературы

 

 

 

1.                 Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х кн. Кн.2 / Пер. с англ., предисл. К.М.Гуревича. - М.: Педагогика, 1982. - 318 с.

2.                 Грей Д.А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология. - 1993. - № 1-2 - 176 с.

3.                 Забродин Ю.М., Похилько В.И., Шмелев А.Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных тест-опросников // Психологический журнал. - 1987. - № 8, - 327 с.

4.                 Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение. 1966. – 383 с.