Темы и требование к оформлению курсовых и дипломных работ

пример оформления титульного листа магистерской диссертации 

пример оформления титульного листа квалификационной работы бакалавра

пример оформления курсовой

заявление на написание дипломной работы





Уважаемые студенты! Нижеперечисленные темы - основа для размышления! Возможны варианты своих тем и дальнейшее их обсуждение с заведующими кафедрами:

к.п.н. Пуртовой Еленой Анатольевной- зав.кафедрой психологического консультирования;

д.п.н. Обозновым А.А.- зав.кафедрой психологии менеджмента;

к.п.н. Блинниковой И.В. - зав. кафедрой общей психологии.

 

ТЕМЫ КУРСОВЫХ  И ДИПЛОМНЫХ РАБОТ 

 

               КАФЕДРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ


Пуртова Елена Анатольевна, доцент, к.п.н.

Алексеева Марина Анатольевна

Блок тем «Исследования психотерапии»

Группа 1. Исследование сновидений

1. Отражение этапов психотерапии в сновидениях

2. Отражение образа Я в сновидениях

3. Отражение объектных отношений в сновидениях

4. Отражение возрастных кризисов в сновидениях

5. Сновидения людей разных социальных групп

6. Отражение механизмов смысловой саморегуляции в сновидениях

7. Исследования нарративов сновидений у людей разных возрастных групп

Группа 2. Исследование символов и символического мышления

1. Исследование символического мышления у разных возрастных групп

2. Развитие символического мышления в онтогенезе

3. Развитие символического мышления в психотерапии

4. Терапевтическая функция символа

Группа 3. Исследование образов песочной терапии, арттерапии

e-mail:  pourtova@yandex.ru

 

 

Александрова Наталья Львовна, к.п.н.

 

Направления дипломных работ:

  1. Детско-родительские отношения.
  2. Отношения в диаде «мать- дочь».
  3. Роль отца в становлении личности дочери (сына).
  4. роль матери в становлении личности дочери (сына).
  5. Исследование ранних отношений привязанности.

е-mail:  nataliya-alexandrova@yandex.ru

 тел.89168476342

 

Райкова Елена Юрьевна, к.п.н.

 

Направления дипломных работ:
1. Агрессивное поведение.
2. Психологические механизмы виктимности.
3. Переносные/контрпереносные взаимоотношения.
4. Исследование профессионального выгорания в психотерапии (помогающих профессиях).
5. Исследование психологических особенностей лиц с зависимостями/созависимостями.
6.Кризис середины жизни и супружеские взаимоотношения.

e-mail: raykova@bk.ru


Быховец Юлия Васильевна, к.п.н.,

сотрудник лаборатории посттравматического стресса ИП РАН

1.Роль семейного контекста при посттравматическом стрессе

2. Изучение психологических последствий террористической угрозы

3. Психологические последствия угрожающих для жизни ситуаций

8(916)7114578



 

 

Серегина Вера Владимировна, к.п.н.

 

Направления дипломных работ:

  1. Особенности детского развития (дошкольный и младший школьный возраст)
  2. Детско-родительские отношения (особенности, нарушения, стили воспитания, взаимодействия)
  3. Эмоциональное и личностное развитие детей - тревога, страхи, самооценка, общение и др. (дошкольники, младшие школьники, подростки)
  4. Взаимодействие детей с интернетом, в интернете, взаимодействие родителей и детей по поводу Интернета.

e-mail: vseregina07@yandex.ru

 тел.89261938506

 

  

 

Ребеко Татьяна Анатольевна, к.п.н.

 

Направления дипломных работ:

  1. Психологические исслндования кожи
  2. Женская деструктивность

e-mail: rebekoTA@yandex.ru

 

 

Власова Юлия Валерьевна, к.п.н.

 

Направления дипломных работ:

  1. Игровая зависимость (защитные механизмы в консультировании зависимых, символическое отражение)
  2. Сновидения созависимых, отражающие патологический симбиоз
  3. Образ наркозависимого (наркотика, ВИЧ) в обыденном сознании
  4. Консультирование лиц с криминальным поведением.

e-mail: julavla@mail.ru

 

 

 Климова Светлана Владимировна

e-mail: svlklimova@gmail.com  

 

Поскребышева Наталья Николаевна

Тел. 89167383980

e-mail pskr@inbox.ru

 

 

1.Становление автономии в подростковом возрасте
2.Развитие самостоятельности и автономии на разных возрастных этапах
3.Особенности детско-родительских отношений в подростковом возрасте
4.Особенности различных контекстов общения подростков - детско-родительские отношения и отношения со сверстниками в подростковом возрасте

 

к.п.н. Бочавер Александра Алексеевна

8(495)609-17-72

e-mail: a-bochaver@yandex.ru


 1. Оценка эффективности психологического консультирования и психотерапии подростков (краткосрочная терапия, гештальт-терапия, работа с подростками в трудной жизненной ситуации и др.) – описание кейсов, изучение обратной связи от клиентов, адаптация методик по оценке эффективности.
2. Подростки и интернет (коммуникации, представления о будущем, личная жизненная стратегия, метафоры себя в интернете и др.)
3. Семья в изменяющейся социальной среде
4. Подростки и образовательная среда (образы отношений «ученик-учитель», проблема травли в школе, безопасность образовательной среды, адаптация и апробация методик и др.)
5. Правонарушения подростков (факторы риска, проблемы профилактики, сопровождение подростков в судебном процессе и др.)
6. Ситуации социально-психологической дезадаптации подростков.

 

 

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Греченко Татьяна Николаевна,д.п.н.

 

1.      Курсовые (реферативные) работы для студентов 1 курса:

 

  1. Механизмы восприятия времени.
  2. Биологические часы и их исследования ( на нейрофизиологическом, биохимическом, нейрогенетическом уровнях).
  3. Процедурная и декларативная память: прихофизиологические исследования.
  4. Нейробиологические исследования сознания.
  5. Нейрохимия памяти.
  6. Эволюция сна.
  7. Механизмы стресса.
  8. Нейрогенетические исследования памяти.
  9. Механизмы регуляции функциональных состояний.

 

               (написание всех реферативных работ предполагает чтение в большом количестве статей и книг на английском языке).

                     

                        2. Экспериментальные работы :

                                Нейрофизиологические

1.  Нейронные механизмы регуляции функциональных состояний: действие сверхмалых доз биологически активных веществ.

2. Механизмы модуляции памяти (на нейронах Helix lucorum).

3. Механизмы биологических часов (исследование пейсмекерных нейронов).

4. Нейрофизиологические эффекты структурированной воды (к механизмам действия сверхмалых концентраций БАВ).

                              Психофизические

  1. Индивидуальные пространства звука, цвета и эмоций.
  2. Психофизические исследования биологически активных веществ в сверхмалых дозах (на человеке).

 

Темы курсовых и дипломных работ

 

Савченко Татьяна Николаевна, к.п.н.

 

1.       Исследование динамики поведения  и изменения состояния в процессе взаимодействия

2.       Адаптациция и стандартизация тестов

3.       Исследование субъективного качества жизни

4.       Психологические основы восприятия рекламы

5.       Разработка математических моделей поведения в конфликтной ситуации

6.      Моделирование изменение состояния в процессе краткосрочной терапии

7.       Удовлетворенность жизнью в структуре субъективного качества жизни и особенности восприятия событий жизненного пути.

8.       Особенности идентичности личности в структуре субъективного качества жизни.

9.       Осмысленность жизни как фактор субъективного качества жизни.

10.   Особенности переживания негативных эмоций в структуре СКЖ.

 

Котельникова Анастасия Владимировна

 

  1. Вынужденная миграция
  2. Смыслы и смысложизненные ориентиры в концепции экзистенциально-гуманистического подхода
  3. Посттравматический стресс
  4. Базисные убеждения личности
  5. Трудные жизненные ситуации: ресурсы совладания

 

 

Блииникова Ирина Владимировна, к.п.н.

 

I. Психосемантика и психосемантические методы

1. Психосемантический анализ рекламных воздействий

2. Психосемантический аналих различных феноменов куль туры

3. Психосемантические методы исследования феноменов общественного сознания

4. Психосемантические методы исследования индивидуального созания

 

II. Ментальные представления о социальных и психических феноменах

1. Ментальные представления об эмоциях.

2. Ментальные представления о сложных социальных и политических явлениях

3. Ментальные представления человека о душевной жизни

 

III.  Ментальные представления о времени и пространстве

1. Ментальные представления о пространстве у детей разного возраста

2. Ментальные представления о времени у детей разного возраста

3. Влияние эмоционального отношения на восприятие и представления пространства

4. Влияние эмоционального отношения на восприятие и оценку временных интервалов.

 

IV. Изменение когнитивных процессов при стрессовых состояниях

1. Ошибки в когнитивной деятельности, и факторы, влияющие на их возникновение.

2. Работа человека в условиях прерываний

3. Изменения в когнитивной сфере при негативных хронических состояниях (ПТСР. депрессивные состояния, хроническая усталость, хронический стресс)

 

V. исследование процессов аккультурации и "культурного шока"

1. Исследование процессов адаптации эмигрантов к иноязычной культуре2. Иностранцы в России.

3. Русские за  границей.

 

Рязанова Татьяна Борисовна,к.п.н.

 

  1. Экологические модели развития человека.
  2. Ранний опыт и эмоциональное развитие.
  3. Гендерные различия: закономерности развития.
  4. Языковое развитие ребенка: основные теоретические подходы.
  5. Социальные детерминанты языкового развития ребенка.
  6. Развитие агрессивности, антисоциального и просоциального поведения: основные теоретические подходы.
  7. Привязанность: природа и развитие.
  8. Привязанность: индивидуальные различия.
  9. Семья как система. Психология родительства и социализации.
  10. Социальный опыт и его последствия: проблема обратимости-необратимости в развитии.
  11. Идентичность личности: влияние социальных репрезентаций и социальных идентификаций.
  12. Теоретические проблемы социальной репрезентации и социальной категоризации.
  13. Этническая идентичность в подростковом и взрослом возрасте.
  14. Развитие идентичности при метисации и бикультуральности.
  15. Этнокультурные различия подростковой депрессии.

 

Мотовилин Олег Геннадьевич, к.п.н.

 

  1. Психологическая саморегуляция в условиях: а) хронических соматических заболеваний, б) психических расстройств и аномалий, 3) зависимостей разного рода (алкогольной, наркотической, игровой и т.д.), г) в сложных жизненных обстоятельствах.
  2.  Структура и содержание психологической саморегуляции. Ее уровни, стороны, феномены (ценностно-смысловая, операционально-техническая, бессознательная саморегуляция, психические защиты, копинг-стратегии и т.д.) и их взаимоотношение между собой.
  3.  Внутренняя картина болезни (отношение к болезни) при различных хронических соматических заболеваниях и ее влияние на психическое развитие (состояние человека) и на динамику заболевания.
  4.  Взаимосвязь внутренней картины болезни связь с психологической саморегуляцией. 
  5. Детско-родительские отношения в семьях детей, болеющих хроническими соматическими заболеваниями.
  6.  Связь детско-родительских отношений, складывающихся в семьях детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, с психологической саморегуляцией и внутренней картиной болезни.

 

Н. рук. – к. психол. н., доц. Блинникова И.В., Воронова М.Н.

(общая направленность – нейропсихология, сенсомоторная коррекция в детском возрасте)

1.       Особенности нарушения высших психических функций при повреждении различных структур головного мозга.

2.       Нейропсихологическая реабилитация больных с локальными поражениями мозга.

3.       Нейропсихологический анализ особенностей высших психических функций в старческом возрасте.

4.       Нейропсихологический анализ половых различий.

5.       Эмоционально-личностные особенности людей с парциальным левшеством.

6.       Когнитивные особенности людей с различными типами межполушарных асимметрий.

7.       Нейропсихологический анализ особенностей психического развития детей с различными формами дизонтогенеза.

8.       Особенности онтогенеза детей с функциональной недостаточностью различных структур головного мозга.

9.       Сенсомоторная коррекция при различных отклонениях психического развития.

10.  Нейропсихологический анализ школьной неуспеваемости.

 

  

Научный руководитель - доктор психологических наук,

профессор Е.И.Исаев, профессор Е.Н. Богданов

 

1. Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста.

            2. Влияние детско-родительских отношений на формирование самооценки ребенка

3. Гендерные особенности психологической готовности детей к школе

            4. Психологическая готовность к школе и ее диагностика.

5. Психологическая готовность к обучению в школе. 

            6. Особенности межличностных отношений младших школьников

7. Особенности межличностных отношений подростков

            8. Особенности межличностных отношений старшеклассников               

9. Особенности психических состояний школьников.

          10. Влияние телевидения на агрессивность и устойчивость к стрессам у подростков.
          11. Психологические особенности выбора профессии в подростковом и юношеском возрасте.

          12. Социальная психология взаимоотношений среди подростков.

          13. Реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами.

          14. Взаимосвязь акцентуаций характера и социального статуса подростка.

          15. Факторы и причины  гендерных  различий в проявлении агрессии
15. Конфликты в межличностном общении студентов
          16.Психология студенческого возраста. Основные виды деятельности в студенческом возрасте. Личностное и профе

          17. Мотивация достижения у старшеклассников и студентов

          18. Взаимосвязь уровня агрессивности подростков с их социальным статусом в группе сверстников
Психологические аспекты лидерства в учебном коллективе
          19. Психодиагностика наркотической зависимости в подростковом возрасте
19. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте
          20. Общение со сверстниками как фактор развития дошкольников


 

 

Д.п.н. Богданов Евгений Николаевич

 

  1. Психологические методы как инструмент оптимизации отбора менеджера организации
  2. Взаимосвязь стиля руководства и лидерских качеств и эффективности деятельности менеджеров
  3. Диагностика и коррекция агрессивного поведения подростков
  4. Особенности психологических отношений молодых пар в зарегистрированном браке и сожительствующих вместе
  5. Психологические условия предупреждения деструктивной конфликтности в подростковом возрасте
  6. Влияние возраста на профессионально-важные качества управленцев
  7. Зависимость уровня аргессивности и тревожности подростков от стилей семейного воспитания
  8. Особенности коммуникативной компетентности человека при наличии у него домашнего животного
  9. Использование психологических методик в оценке и подборе руководящих кадров

10. Личность как субъект делового конфликта

11. Внутриличностные факторы, повышающие риск ранней наркотизации

12. Социальная готовность ребенка к школе

13. Влияние родительско - детских отношений на социально-психологическое развитие подростка

14. Причины возникновения конфликтов в организации

15. Гендерная идентичность и удовлетворенность супругов в браке

16. Продуктивность применения методов гештальттерапии в социально-психологической практике

17. Влияние телевидения на агрессивность студенческой молодежи

18. Влияние социально-психологической помощи на качество социального обслуживания одиноких пожилых людей

19. Исследование ценностно-мотивационной сферы профессионального самоопределения психолога организации

20. Занятие хореографией как средство развития эмоциональной сферы и креативности детей старшего дошкольного возраста

21. Особенности взаимосвязи акцентуации характера и вида преступного поведения.

 

К.п.н. Падун Мария Анатольевна


  1. Межполушарная ассиметрия и свойства личности
  2. Когнитивные стили и свойства личности
  3. Темперамент и совладание со стрессом
  4. Характер и совладание со стрессом
  5. Эмоциональный интеллект
  6. Гендерные различия в свойствах личности

к.пс.н. Князева Татьяна Сергеевна (лаборатория психологии творчества)

1. Моцарт-эфеект: влияние музыки на решение интеллектуальных задач
2. Музыка и личность
3. Изучение взаимосвязи музыкальных и когнитивных способностей
4 Музыкальная терапия: роль музыки в коррекционной и развивающей работе
tknyazeva@inbox.ru
тел.89057220858

к.п.н. Шпагонова Наталия Григорьевна
 1. Эмпатия и когнитивные процессы
 2.Эмпатия и индивидуально-личностные особенности
тел. 89160108413

       Головина Елена Владимировна к.п.н.


1. Динамика личностных изменений в процессе тренинга уверенного поведения

2. Эмоциональный интеллект у лиц с различным уровнем уверенности

3. Когнитивно-стилевые предпосылки уверенности человека

4. Психологичские ообенности лиц с различным уровнем социальной инициативы, смелости и уверенности в себе.

5. Сравнительный анализ креативности уверенных-застенчивых, социально-смелых-пассивных лиц.

6. Межкультурные различия в демонстрации уверенного поведения

7. Различия пищевого поведения тревожных и уверенных лиц 

      



 

      КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТ


  1.  

     к.п.н. Поддубный Сергей Евтихиевич

     

    1.Компьютерные методики психологической оценки  персонала. Сравнительный анализ существующих программных продуктов.

    2. Автоматизированное рабочее место психолога по работе с персоналом. Основные принципы построения и состав методологического инструментария.

    3. Математико-статистические методы исследования структуры межличностных отношений и феномена психологической совместимости.

    4. Традиционные методики  исследования межличностных отношений в малой группе.

     5. Новые методики изучения системы межличностных отношений.

    6.Сравнительный анализ вербальных и невербальных методик диагностики межличностных отношений.

    7.Сопоставление методов, методичсеских приемаов и методик оценки персонала в государственных и  негосударственных учреждениях.

    8.Статистический и клинический подходы в оценке персонала. Условия применения оценка эффективности.

    9. Особенности психологической диагностики кандидатов на первичные руководящие должности.

    10. Психологическая совместимость руководителя и его заместителей.

    11. Индивидуально-психологические детерминанты стиля руководства коллективом.

    12. Социально- психологические детерминанты стиля руководства коллективом.

    13. Психологические аспекты подбора членов управленческой команды. Объектный и субъектный подходы.

    14. Социальный интеллект личности как фактор совместимости.

    15. Совместимость личности и малой группы. Диагностика и прогнозирование.

    16. Сравнительный анализ существующих подходов к исследованию

    феномена руководства.

    17. Влияние соотношения индивидуально-психологических особенностей партнеров на межличностную совместимость.

    18. Тест репертуарных решеток Келли как средство исследования структуры внутри групповых межличностных отношений.

    19. Сравнительный анализ психологической совместимости  представителей различных психологических типов (портретов по Д.Кейрси).

    20. Роль межличностных ориентаций в психологической совместимости (межличностной и внутригрупповой).

    ***

     

    д.п.н. Обознов Александр Александрович

     

    1. Психологическая установка работников на безопасный труд.

    2. Эмоциональная направленность как фактор выбора профессии.

    3. Соотношение профессионального ответственного отношения и поведения работников.

    4. Представление работников о профессиональной карьере (на примере конкретных профессий).

    5. Психосемантические методы анализа профессионального сознания.

    6. Взаимосвязь удовлетворенности трудом и трудоотдачей работников.

    7. Особенности профессиональной мотивации (в конкретных видах профессиональной деятельности).

    8. Эмоциональная направленность как фактор удовлетворенности профессией.

    9. Рефлексия как профессионально важное качество.

    10. Специфика профессионального самоопределения современных старшеклассников.

     


 к.п.н. Мотовилин Олег Геннадиевич

 

1. Сравнительный анализ различных методов оценки персонала.

2. Эффективность различных методов оценки персонала при работе со специалистами разных категорий (возрастные особенности, профессиональная принадлежность, индивидуальные психологические особенности ).

3. Психологические особенности (мотивационно-личностные, эмоциональные, коммуникативные самосознания) специалистов различных категорий.

4. Профессиональный стресс. Особенности профессионального стресса у специалистов разных категорий, возраста, пола, профессиональной принадлежности и т.д.

5. Профессиональный стресс в условиях организационных изменений.         .

6. Профессиональные деформации. Изменения мотивационно-личностной, эмоциональной, когнитивной, коммуникативной сфер, самосознания и т .д. у специалистов в процессе профессиональной деятельности.


 к.п.н. Бессонова Юлия Владимировна

 

1. Исследование мотивов выбора профессии и их динамики в процессе становления специалистов МПС (МЧС, военных летчиков,…)

2. Специфика мотивов выбора профессии у представителей "опасных" профессий (на примере специалистов…)

3. Роль ценностно-мотивационной сферы в обеспечении профессиональной успешности специалистов железнодорожного транспорта (военных летчиков, спасателей…)

4. Специфика ценностно-мотивационной сферы представителей "опасных" профессий (на примере специалистов…)

5. Исследование влияния некоторых личностных особенностей на характер ценностно-мотивационной сферы представителей "опасных" профессий.

 


к.п.н. Травина Лариса Львовна 

1. Место конструктивистской психологии в координатах других психологических школ.

2. Анализ современных исследований, основанных на технологии репертуарных решеток (По материалам англоязычных ресурсов портала pcp-net.com)

3. Сравнительный анализ основных положений теорий Келли с основными российскими психологическими теориями. (Выготский, Леонтьев, Мясищев)

4. Общие констркуты как ценности, лежащие в основе устойчивой культуры организации

5. Лидерство как система конструктов

6.  Изменение в системе конструктов как результат обучения (Разработка методики оценки эффективности обучения)

  7.Анализ современных исследований, основанных на технологии репертуарных решеток (По материалам англоязычных ресурсов портала pcp-net.com)

 

8.Сравнительный анализ известных программных продуктов для работы с репертуарными решетками Дж.Келли.

 

9.Современные направления конструктивистских психологических школ. Обзор по иностранным ресурсам


 

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор ВШП (Институт)

Т.Н. Савченко

 
 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о дипломной работе

студента факультета психологии

                        Высшей Школы Психологии (Институт)

 

 

 

Москва – 2009

 

1.   Общие положения

 

1.1.          Настоящее положение разработано в соответствии с «Положением об итоговой государственной аттестации в Российской Федерации» (от 25 мая 1994 г.), письма Минобразования России от 16 мая 2002 г. № 14-55-353 ин/15 о «Методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников Вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования».

1.2.          Дипломная работа по специальности 020400 «Психология» представляет собой самостоятельную законченную работу, включающую результаты теоретического и эмпирического  исследования. Дипломная работа выполняется по завершении образовательной программы высшего профессионального образования.

1.3.          Дипломная работа должна выявлять:

                   уровень профессиональных (теоретических и прикладных) знаний по специальности и способность их применения для решения научных и практических задач;

                   методическую подготовленность, владение навыками и умениями профессиональной деятельности;

                   профессиональную готовность к самостоятельной практической деятельности.

1.4.          Тема дипломной работы должна быть актуальной и соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, быть ориентированной на практическую деятельность по профилю избранной специальности. Темы дипломных работ разрабатываются и утверждаются кафедрами факультета ежегодно. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы и научного руководителя. Студент может также предложить собственную тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

1.5.          Дипломная работа выполняется под руководством научного руководителя – профессора, доцента кафедры факультета. Научный руководитель содействует уяснению цели и задач исследования, корректирует формулировки основных положений и плана работы, рекомендует необходимую литературу, справочные материалы и другие источники по теме, осуществляет контроль над выполнением и оформлением дипломной работы. Преподаватель может руководить не более чем 5 дипломными работами.

1.6.          Кафедра по итогам преддипломной практики проводит предзащиту дипломных работ. По результатам предзащиты деканат факультета принимает решение о допуске студента к защите дипломной работы.

1.7.          Защита дипломной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии в сроки, установленные деканатом факультета. По результатам защиты выставляется государственная аттестационная оценка.

 

2.                Требования к дипломной работе

 

2.1.          Дипломная работа выпускника факультета должна отвечать следующим основным требованиям:

·                   Отражать новизну рассматриваемой тематики и ее актуальность (теоретическую и практическую);

·                   Содержать решение новых или недостаточно изученных вопросов, или проверку и уточнение известных научных положений, или разработку методики решения конкретной практической психологической проблемы (диагностики, прогностики, формирования тренинга, коррекции, консультирования, проектирования и др.);

·                    Содержать формулировку цели, задач и гипотезы, определение предмета и объекта исследования или разработки, практической значимости и новизны;

·                   раскрывать многообразие теоретических или практических подходов к решению психологической проблемы в свете современных научных воззрений;

·                   отвечать требованиям к организации и проведению эмпирического или теоретического исследования, обработке и интерпретации данных, а также к  оформлению работы.

2.2.          В дипломной работе должна быть четко выдержана следующая логико-композиционная структура:

·                   Введение, которое должно содержать четкое и краткое обоснование научной и (или) практической актуальности выбранной темы, определение предмета и объекта исследования или разработки, формулировку гипотезы, цели и задач, описание использованных при выполнении работы методов исследования и обработки данных, а также новизну исследования;

·                   Основная часть (2-3 главы), которая включает теоретическую и эмпирические главы. В теоретической главе дается анализ современных (за последние 10-15 лет) работ по научной или практической проблеме, излагаются теоретические (концептуальные) основы исследования. В эмпирической главе содержится программа проведенного эмпирического исследования (или эксперимента);

·                   Заключение, в котором содержатся выводы (теоретические, эмпирические, практические, методические) исследования, практические рекомендации, а также определяются дальнейшие научные (практические) перспективы работы;

·                   Список литературы, в котором указываются использованные научные источники, оформленные в соответствии с требованиями стандарта;

·                   Приложения, которые включают первичные эмпирические данные, результаты его статистической  обработки, представленные в виде таблиц, графиков, схем, рисунков и т.п.; включенные в  работу графики, таблицы и рисунки должны иметь заголовок, размещаемый над ними. Приложения не входят в общий объем работы.

2.3.          Дипломная работа должна быть оформлена (напечатана) на листах формата А4. Текст набирается шрифтом № 14 через 1,5 интервала. Страница должна иметь следующие поля: левое 35 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 25 мм. Рекомендуемый объем работы – 50-60 страниц текста.

 

3.                Оформление дипломной работы

 

Материалы дипломной работы располагаются в следующей последовательности:

1.                 Титульный лист

2.                 Оглавление.

3.                 Введение, основная часть, заключение.

4.                 Список использованной литературы и источников.

5.                 Приложения.

Автор дипломной работы обеспечивает грамотное изложение материала, квалифицированное оформление научно-справочного аппарата.

Текст дипломной работы представляется в напечатанном виде в 2- экземплярах, через полтора интервала, с соблюдением установленного формата: шрифт 12-14, количество строк на странице – 27-30, поля: верхнее, нижнее – 20 мм, левое – 30-35 мм, правое – 10-15 мм, абзац – 5 знаков.

Страницы дипломной работы нумеруются (начиная с титульного листа, на титульном листе номер не ставится).

Дипломная работа переплетается, подписывается студентом и представляется руководителю в установленный планом срок.

 

4.                Порядок защиты дипломной работы

 

Подготовленная к защите дипломная работа должна быть завершена и представлена для обсуждения на кафедру в двух экземплярах не позднее, чем за две недели до установленного срока защиты.

Руководитель дипломной работы дает письменный отзыв, указав в нем, в какой степени работа отвечает предъявляемым требованиям и может ли она быть допущена к защите. После этого кафедра решает вопрос о направлении дипломной работы на внешний отзыв и о допуске студента к защите, оформляя свое решение протоколом.

В качестве рецензентов могут быть приглашены преподаватели других кафедр или других вузов, научные сотрудники, ведущие специалисты-практики данной отрасли. Письменная рецензия представляется на кафедру или в деканат за 3-5 дней до защиты, с ее содержанием знакомятся студент-дипломник и его научный руководитель.

К защите дипломной работы допускаются только те студенты, которые полностью выполнили учебный план, прошли все предусмотренные планом практики, успешно сдали государственные экзамены. Дата, время и место защиты устанавливается деканом факультета и председателем ГАК.

По каждому допущенному к защите студенту выпускающая кафедра представляет в ГАК два экземпляра дипломной работы, выписку из протокола заседания кафедры, отзыв научного руководителя и внешний отзыв рецензента (все документы должны поступить в ГАК за 2-3 дня до защиты).

Защита дипломной работы проходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии, утвержденной приказом ректора.

К защите студент должен подготовить аннотацию, доклад и необходимый иллюстративный материал (таблицы, схемы), которым он предполагает воспользоваться в ходе защиты.

Дипломная работа оценивается на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» с учетом ее соответствия требованиям, а также официальных и неофициальных отзывов. Итоги защиты подводятся на закрытом заседании ГАК, решение принимается большинством голосов, оформляется протоколом и объявляется в тот же день.

После защиты секретарь ГАК передает оба экземпляра дипломной работы на кафедру и в библиотеку. Кафедра ведет картотеку дипломных работ.

Тема дипломной работы и ее оценка заносятся в зачетку. Книжку (сдается в архив) и в выписку из зачетной ведомости, которая выдается выпускнику вместе с дипломом об окончании института.

Наиболее интересные в теоретическом и практическом плане дипломные работы могут быть рекомендованы к опубликованию, а также представлены к участию в конкурсе научных работ. Авторы таких работ могут быть рекомендованы в аспирантуру.

 

Введение                                                                                   -5%

Теоретическая часть                                                              -30%

Эмпирическая часть                                                              -50%

        Описание исследования, выборки, методики      -30%                        

                   Результаты                                                              -40%

                  Обсуждение результатов                                        -30%

Заключение                                                                             

Выводы                                                                                     ]-5%

 

 

Требования к эмпирической части

1.     Желательно разбить раздел на параграфы, соответствующие этапам экспериментального исследования.

2.     Научность эмпирических гипотез

3.     Описание выборки должно включать: количество, пол, возраст, другие формирования выборки, принципы выделения групп в соответствии с уровнями (условиями) независимой переменной и разбиения выборки на группы, количество испытуемых в группах, характеристики, по которым группы различаются.

4.     Описание процедуры исследования должно включать подробный план исследования.

5.     Следует описать конкретные способы сбора и регистрации (фиксации) показателей.

6.     При описании используемых текстов указывается их название, дата, место и автор стандартизации, основные психометрические характеристики теста (методики приводятся в приложении).При применении нестандартных опросников, анкет следует приводить их подробное описание.

7.     необходимо описать тип полученных данных, обосновать выбор методов их анализа, соотнести выбранные методы с гипотезами, методиками и  полученными данными.

8.     Очень краткое описание используемых методов анализа данных. Если статистическая обработка проводилась с помощью стандартного пакета статистических  программ, необходимо привести название и версию пакета.

9.     В тексте приводятся только данные, необходимые для анализа результатов и выводов, подробные статистические таблицы выносятся в приложение.

 

Типичные ошибки

- несоответствие гипотез методам статистической обработки

- в теоретической части приводятся куски текста без автора или неправильно оформлены ссылки

- опора на работы только отечественных или только зарубежных авторов

- основная часть работы обзор и 5-7 страничек – описание своего исследования

- очень много результатов стат. Обработки и совсем нет анализа

- нефальсифицируемость гипотез

 

 

 Приложение 1 (скачать в начале раздела)

Приложение 2

 

Пример оформления второй страницы дипломной работы

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                Стр.

Введение                                                                                                      3

Глава 1    Психологические аспекты исследования

          стиля лидерства в зарубежной и отечественной

          социальной психологии………………………………………….5-13 

1.1    Понятие лидерства………………………………………………5

1.2    Теории лидерства в зарубежной и

  отечественной психологии …………………………………….8

 

Глава 2    Исследование влияния личностных свойств

                  на статус индивида в группе  ............................................. 14-22

       2.1 Программа исследования   ……………………………………..14

       2.2  Методы исследования      ……………………………………    16     

       2.3. Анализ результатов и их обсуждение………………………… 20    

Заключение………………………………………………………………43    

Литература ……………………………………………………………... 25     

Приложения………………………………………………………………30

 

Приложение 4.

 

Пример стандарта оформления литературы

 

  1. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х кн. Кн.2 / Пер. с

      англ., предисл. К.М.Гуревича.-М.:Педагогика,1982.-318 с.

  1. Грей Д.А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология.

      -1993.-№ 1-2 - 176 с.

  1. Забродин Ю.М., Похилько В.И., Шмелев А.Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных тест-опросников // Психологический журнал. – 1987. - №8, - 327 с.
  2. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение. 1966. – 383 с.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ВШП (Институт)

Т.Н. Савченко

                                           

 

 

                                                                      ПОЛОЖЕНИЕ

                         о курсовой работе студента факультета психологии

                                                Высшей Школы Психологии (Институт)

 

 

                                                              Москва - 2009

 

 

 

1. Общие положения

 

1.1.         Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования курсовая работа как обязательный вид  учебной работы, выполняется студентом в течение учебного года в соответствии с индивидуальным планом. Курсовая работа является самостоятельной исследовательской работой студента.

1.2.         Цель курсовой работы – формирование у студента навыков научно-исследовательской работы, повышение уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, более глубокие усвоения учебной дисциплины, развитие умения и интереса к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.

1.3.         Курсовая работа, как правило, представляет собой поэтапную форму подготовки дипломной работы и выполняется студентами 3,4,5 курсов вечернего отделения и 2 курса отделения второго высшего образования на кафедре факультета в соответствии с учебным планом специальности.

1.4.         Основная задача студента при написании курсовой работы – показать в сжатой и логичной форме:

·                   Актуальность проводимого исследования и обоснованность постановки проблемы исследования;

·                   Правильность выбранного подхода к решению проблемы, адекватность применяемых методов и способов проверки выдвинутых гипотез;

·                   Достоверность первичных данных, логическую, а также математическую истинность и корректность интерпретации полученных результатов и выводов;

·                   Перспективы проделанной работы с точки зрения возможного пересмотра или проверки известных данных или теорий на основе вновь полученных результатов собственного исследования.

1.5.         Тематика курсовых работ разрабатывается, дополняется и утверждается кафедрой факультета ежегодно в целях избежания дублирования ми обеспечения наиболее полного их соответствия учебным программам. Темы курсовых работ должны быть актуальными в научном или практическом аспектах, совпадать с проблематикой научных исследований факультета и кафедры. После  утверждения на кафедре зав.учебно-методическим кабинетом предлагает студентам тематику курсовых работ для ознакомления и выбора.

1.6.         Курсовая работа выполняется под руководством научного руководителя – профессора, доцента или преподавателя кафедры факультета. Научный руководитель разъясняет цели и задачи исследования, корректирует формулировку и план работы, рекомендует необходимую литературу, справочные материалы и другие источники по теме, контролирует выполнение и оформление курсовой работы в сроки, установленные деканатом факультета.

 

2.                Порядок закрепления курсовой работы за студентом

 

Для закрепления темы и научного руководителя курсовой работы студент должен в установленные деканатом сроки ознакомиться на кафедре с тематикой курсовых работ и подать на имя заведующего кафедрой заявление с указанием избранной темы курсовой работы и предполагаемого научного руководителя (см. приложение 1). Студент может самостоятельно выбрать направления исследования и согласовать формулировку темы с предполагаемым научным руководителем.

На основании поданных заявлений темы курсовых работ и научные руководители утверждаются на заседании кафедры. Студенты, самостоятельно не определившие темы научных исследований в установленные сроки, распределяются деканатам по кафедрам, где им назначаются научные руководители и закрепляются темы курсовых работ.

 

3.                Требования к курсовой работе

 

3.1.         Курсовая работа студента должна соответствовать предъявляемым к ней общим требованиям, которые касаются:

·                   Выбора тематики исследования и ее актуальности;

·                   Содержания и формы подачи материала;

·                    Организации и проведения эмпирического исследования;

·                   оформления курсовой работы.

3.2.         Курсовая работа студента 3 курса вечернего, 2 курса отделения второго высшего образования отделения должна быть посвящена теоретическому анализу конкретной научной проблемы, и содержать:

·                   Обоснование актуальности выбранной темы;

·                   Самостоятельный анализ теоретических подходов и концепций, истории и современного состояния исследований применительно к теме, на основе изучения литературных источников, а также поиск общей идеи и сопоставление различных точек зрения (реферирование источников литературы не является целью курсовой работы);

·                   Теоретические основы исследования в рамках последующих курсовых работ;

·                   Изложение содержания работы на основе четкой и логической структуры.

3.2.1.  Тематика курсовых работ  на 3 курсе вечернего отделения должна быть связана с изучением научных проблем преимущественно базовых общепрофессиональных дисциплин.

3.3.         Курсовая работа студента  4 курса вечернего должна быть нацелена на обоснование и проведение эмпирического (пилотажного)  исследования по избранной научной проблеме. Основные задачи работы:

·                   Отразить новизну рассматриваемой  проблемы и ее актуальность;

·                   Дать анализ состояния проблемы теории и исследовательской практики по избранной теме в отечественной и зарубежной науке;

·                   Сформулировать гипотезы эмпирического исследования, определить предмет, объект и задачи эмпирического исследования;

·                   Разработать и реализовать программу пилотажного эмпирического исследования;

·                   Обосновать выборку пилотажного исследования;

·                   Подобрать методы сбора эмпирических данных адекватные цели и задачам исследования;

·                   Организовать и провести пилотажное исследование;

·                   Обеспечить количественную и качественную обработку полученных данных (с использованием, прежде всего, описательных и непараметрических методов статистики) и их интерпретацию.

3.3.1.  При выполнении курсовой работы следует корректно употреблять понятие «экспериментальное исследование» - исходя из того, что не  всякое эмпирическое исследование является экспериментальным (требующим организации и проведения специальной процедуры сбора и контроля данных - т.е. эксперимента).

3.4.         Курсовая работа студента 5 курса вечернего отделения является важным эмпирическим этапом подготовки дипломной работы. Основные задачи курсовой работы:

·                    Отразить новизну и актуальность рассматриваемой проблемы;

·                   дать анализ существующего состояния разработки проблемы (теории и исследовательской практики) в отечественной и зарубежной науке;

·                   сформулировать гипотезы эмпирического исследования, определить предмет и объект исследования;

·                   разработать и реализовать программу эмпирического исследования;

·                   обосновать выборку эмпирического исследования;

·                   подобрать методы сбора эмпирических данных адекватные цели и задачам исследования;

·                   организовать и провести эмпирическое исследование;

·                   обеспечить количественную обработку полученных данных (с применением методов многомерного анализа: корреляционный, факторный, кластерный, дисперсионный методы и др.), и их качественную интерпретацию.

3.4.1.  Курсовая работа студента  5 курса вечернего отделения должна отличаться от курсовой работы студента 4 курса:

·                    Полнотой изложения существующих в отечественной и зарубежной психологии точек зрения по данной проблеме;

·                   четкостью формулировок цели, задач и гипотез  изучения, определения предмета и объекта, а также программы эмпирического исследования;

·                   объемом выборки, позволяющим проводить статистический анализ полученных данных;

·                   обоснованностью составления (подбора) выборки исследования;

·                   адекватностью применяемых методов сбора эмпирических данных;

·                   обоснованностью использования методов анализа данных;

·                   обоснованностью полученных выводов (научность, объективность и достоверность) данным эмпирического исследования.

3.5.         Оформление курсовой работы  студента должно удовлетворять ряду общих требований.

3.5.1.  Работа открывается титульным листом, на котором необходимо указать:

·                   Факультет, кафедру, на которой выполнялась работа;

·                   Названием темы курсовой работы;

·                   Фамилию, имя, отчество, курс, учебную группу;

·                   Фамилию, имя, отчество, ученую степень, ученое звание научного руководителя (см. приложение 2).

3.5.2.На второй странице  приводится оглавление работы, являющееся ее планом (см. приложение 3). Оно должно включать следующие обязательные компоненты:

·        Введение, в котором обосновывается актуальность темы, определяются цель, задачи, предмет и объект исследования, гипотезы эмпирического исследования (для студентов 3 и 4 курса дневного, 4 и 5 курсов вечернего отделения), методы и выборка исследования (для студентов 3 и 4 курса дневного, 4 и 5 курса вечернего отделения);

·        Основная часть, где раскрывается содержание работы: обзор литературы с анализом и постановкой проблемы (ее решения), описание эмпирической части (для студентов 3 и 4 курса дневного, 4 и 5 курса вечернего отделения), т.е. методика исследования, инструкция, процедура, испытуемые, стимульный материал и т.п.; результаты, их обработка и обсуждение;

·        Заключение, в котором нужно изложить краткие выводы и возможные научные перспективы дальнейшего изучения проблемы;

·        Список литературы и использованные источники необходимо оформлять в соответствии с требованиями стандарта (см. приложение 4);

·        Приложения (протоколы, рисунки, графики, схемы, таблицы, первичные эмпирические данные). Включенные в работу графики, таблицы и рисунки обязательно должны иметь заголовок, размещаемый над ними. Приложения не входят в общий объем курсовой работы.

·        Курсовая работа должна быть оформлена (напечатана) на листах формата А4. Текст набирается шрифтом № 14 через 1,5 интервала. Страница должна иметь поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 25 мм. Объем курсовой работы определяется ее содержанием и должен составлять 25-30 страниц.

3.5.2.  При оценке оформления курсовой работы учитывается стиль изложения, корректность цитирования литературных источников, соблюдение орфографии, аккуратное исполнение текста (таблиц, графиков, рисунков и т.п.), наличие необходимых частей (компонентов) работы.

 

4.                Порядок защиты

 

4.1.         Курсовая работа представляется в установленный срок в деканат факультета (на кафедру – для студентов 2 курса дневного и 3 курса вечернего отделения) и при наличии положительной письменной рекомендации и оценки научного руководителя допускается к защите.

4.2.         Сроки защит курсовых работ предусматриваются деканатом в соответствии с календарным учебным планом.

4.3.         При подготовке к защите студент готовит устное выступление не более чем на 10 минут. Выступление студента на защите курсовой работы должно:

·                   Быть четки и лаконичным;

·                   Демонстрировать его знания по освещаемой проблеме;

·                   Содержать основные положения курсовой работы: четко выделенный объект исследования, его предмет и гипотезу, а также обоснование актуальности рассматриваемой темы;

·                   Освещать выводы и результаты проведенного эмпирического исследования (при его наличии);

·                   Содержать наглядно-иллюстративный материал: схемы, таблицы, графики и пр.

4.4.         Для проведения защиты курсовых работ создается комиссия из преподавателей кафедр.

4.5.         При оценке курсовой работы комиссия должна руководствоваться следующими критериями:

·                   Обоснованностью выбора темы, четкостью определения цели, задач, предмета, объекта и гипотезы исследования;

·                   Глубиной раскрытия темы, соответствием содержания работы ее цели и задачам;

·                   Умением студента грамотно и четко формулировать свои мысли в ходе выступления;

·                   Самостоятельностью мышления, творческим потенциалом студента;

·                   Знанием литературы по  исследуемой проблеме;

·                   Адекватностью и логичностью ответов на вопросы членов комиссии;

·                   Качеством оформления курсовой работы.

4.1. Курсовая работа оценивается по четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») в зависимости от степени ее соответствия требованиям как к содержанию и оформлению самой работы, так и к выступлению студента.  В случае неудовлетворительной оценки, курсовая работа возвращается студенту на доработку с условием последующей защиты в течение установленного деканатом срока и согласно нормативным документам.

4.2. Курсовая работа хранится на кафедре в течение 5 лет.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Приложение 1 (скачать форму в начале раздела)

Форма заявления студента

о закреплении темы курсовой работы

и научного руководителя

 

 

 

 Зав.кафедрой

Психологического консультирования

Доц. Пуртовой Е.А.

 

От студента

(указывается курс, отделение)

И.И.Ивановой

 

 

Заявление

 

Прошу разрешить мне написание курсовой работы по кафедре психологического консультирования на тему (следует название темы) и назначить научным руководителем (следует ученая степень, звание, инициалы и фамилия преподавателя).

 

 

Дата

 

Личная подпись

 

Приложение 2

 титульный лист (скачать в начале раздела)

 

 

Приложение 3

 

Пример оформления второй страницы курсовой работы

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Стр.

Введение

3

Глава 1. Психологические аспекты исследования  

        стиля лидерства в зарубежной и отечественной

        социальной психологии

 

 

5-13

        1.1. Понятие лидерства

5

 

 

        1.2. Теории лидерства в зарубежной и    

               отечественной психологии

8

Глава 2. Исследование влияния личностных свойств

       на статус индивида в группе

14-22

       2.1. Программа и методы исследования

14

       2.2. Анализ результатов и их обсуждение

16

Заключение

23

Литература

25

Приложения

30

 

Приложение 4

 

 

Пример стандарта оформления литературы

 

 

 

1.                 Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х кн. Кн.2 / Пер. с англ., предисл. К.М.Гуревича. - М.: Педагогика, 1982. - 318 с.

2.                 Грей Д.А. Нейропсихология темперамента // Иностранная психология. - 1993. - № 1-2 - 176 с.

3.                 Забродин Ю.М., Похилько В.И., Шмелев А.Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных тест-опросников // Психологический журнал. - 1987. - № 8, - 327 с.

4.                 Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. – М.: Просвещение. 1966. – 383 с.